Как подобрать персонал для кофейни

Вы уже разработали концепцию и составили бизнес-план своей кофейни, нашли подходящее помещение и приобрели необходимое оборудование. Вроде бы, все сложности уже позади, но это не так. Если не подобрать хороший персонал, весь бизнес может рухнуть еще на начальном этапе работы.

В идеале было бы хорошо создать из работников своей кофейни команду единомышленников. Конечно, сделать это довольно сложно из-за большой текучести кадров в заведениях подобного типа, но нужно к этому стремиться.

Безусловно, можно почитать соответствующую литературу, в которой описано не только, как нанимать персонал, но и как им эффективно управлять. К сожалению, далеко не всегда есть время ознакомиться с той самой литературой, т.к. на первоначальном этапе организации бизнеса столько важных дел, что, откровенно говоря, не знаешь где стоять и куда бежать.

Есть вариант нанять персонал из числа родственников или по рекомендациям своих хороших знакомых, вот только во что это в будущем выльется для Вас? Существует большая вероятность того, что они «влезут» Вам на голову. И после такой совместной работы во многих случаях люди на долго остаются врагами.

Бармен-бариста

Бариста – это человек, специально обученный для работы с кофемашиной. Он в совершенстве владеет процессом приготовления кофе и знает, как ухаживать за кофемашиной.

Кого лучше принять для этой работы парня или девушку? Это вопрос спорный. Мужской половине посетителей кофейни, конечно, будет довольно приятно лицезреть за барной стойкой красивую девушку, а вот их спутницам вряд ли понравиться то, что их мужчины больше обращают внимание на декольте девушки-бариста, чем на них. К тому же, красивой девушке проще будет продать сильной половине общества более дорогие напитки, но парень-бариста сможет лучше поддержать мужскую беседу. Но, это все далеко не главное. Хороший бариста должен в первую очередь уметь идеально приготовить кофе и желательно уметь смешивать коктейли.  Давайте теперь более детально рассмотрим моменты, связанные с наймом персонала.

Мой личный опыт набора персонала

Регулярно делаю объявление в группах в ВК, такие как «Работа для студентов», «Поиск работы Москва» и т.д. Целевая аудитория ВК – от школьников до 25 лет. Идеальный возраст бариста от 18 до 23 лет. Учитывая что формат кофе с собой это «дешевый» сегмент, сотрудники тоже нужны не дорогие. Студенты без опыта самое то. Подбор персонала по данной схеме занимает от 3 до 5 дней, однако соблюдение всех правил даст хороший результат.

Итак, информация о поиске Вами работников для вновь открывающейся кофейни вышла в свет и теперь остается ждать прихода кандидатов. К их приходу нужно четко определиться с их обязанностями, графиком работы и уровнем заработной платой, которую Вы будете готовы платить.

Есть несколько этапов отсеивания этих кандидатов:
— сначала надо отбросить тех, кто не знаком с основными правилами приличия, то есть не пишут вежливо, не пишут «добрый день», обращаются на «ты», задают вопросы «работа есть?»
— поиск через соцсети помогает, правда не всегда, создать первичное представление о человеке, внешность, интересы и т.д.
— после того, как человек правильно начал с нами беседу, необходимо задать ему вопросы, выяснить где работал, какой график нужен сотруднику, подходят ли условия труда для него.
-после того, как вы пообщались и всех все устроило, надо попросить человека написать на следующий день в определенное время, например, с 13 до 15. Так мы можем проверить насколько человек ответственный. Когда кандидат выполнил условия и написал в нужное время, договоритесь о встрече, попросите кандидата подтвердить встречу за час.
-когда кандидат подтвердил встречу, ожидая его, обратите внимание на пунктуальность. В идеале человек должен подойти за 10 минут, но если пришел точно в срок, это тоже замечательно. Опоздания возможны, но только если есть уважительная причина и сотрудник предупредил об этом.

Помните, человек не меняется, а поэтому как человек ведет себя с нами, так и будет вести себя на работе. Если нам нужен улыбающийся человек, значит и на встрече он должен улыбаться и открыто общаться. Именно такой бариста будет хорошо продавать и создавать необходимую атмосферу в кофейне.

После приятной встречи с сотрудником, возьмите день на подумать, попросите в определенный период сообщить о решении. В идеале позвать кандидата на пробный час, это процедура ознакомления сотрудника с кофейней, необходимо посмотреть, как человек себя ведет в незнакомой атмосфере уже со стороны работника. Как реагирует на гостей, какие комментарии дает, что говорит.

На каждом этапе кандидатов будет все меньше, поэтому надо понимать сразу сколько сотрудников надо набрать, далеко не факт, что с первого объявления получится найти сотрудника, так как время объявления, сезонный фактор, внешнее оформление объявление и условия влияют на результат.

Автор: Федор Кудряков, основатель сети кофеен ColorCoffee.